

В 1980 году Audi запустила пробный шар в виде модели Audi Quattro, первого серийного легкового автомобиля, оснащенного полноприводной трансмиссией. До тех пор полный привод применялся ограниченно, в основном для гоночных автомобилей (Ford производил полноприводные Capri для ралликросса в конце шестидесятых, а также полицейский вариант модели Zodiac и экспериментировал с Mustang). Вскоре многие автопроизводители, в том числе Ford, увидели и решили занять нишу на рынке полноприводных легковых автомобилей. Руководство Ford of Europe поручило отделу проектирования специальных автомобилей (SVE=Special Vehicle Engineering) разработку полноприводной модификации Sierra. Первоначально она должна была базироваться на модели 2.3 Ghia, но вскоре был сделан выбор в пользу более мощного двигателя 2.8 от XR4i.
XR4x4 должен был продаваться параллельно с XR4i, а не заменить его. Однако этого не случилось: XR4i был снят с производства и появился XR4x4. В то же самое время Ford также разрабатывал систему ABS для Sierra, но она не появилась на серийных автомобилях до 1986 года. Полный привод Sierra основывался на системе Ferguson/FF с передачей 34% крутящего момента на переднюю ось и 66% на заднюю. В SVE также решили, что подвеска, по сравнению с XR4i, должна быть изменена, чтобы добиться хороших ходовых качеств и значительно лучшей управляемости. Это было сделано посредством уменьшения дорожного просвета, более жестких пружин, увеличения диаметра заднего стабилизатора и измененных амортизаторов. Кроме того, все XR4x4 оснащались задним дифференциалом повышенного трения, дисковыми тормозами на всех колёсах, литыми колесными дисками (5.5x14" с резиной 195/60R14), гидроусилителем рулевого управления, противотуманными фарами, электрическими передними стеклоподъёмниками, центральным замком, электрозеркала с подогревом. Для удешевления отказались от подкачки поясничного подпора сидений и других опций, пластиковых обвесок и двойного заднего спойлера. Люк сначала также был дополнительной опцией. Ещё в списке опций значились система ABS и кондиционер. Стандартными цветами были Diamond White и Rosso Red, за доплату предлагались Black и металлик Nimbus Grey. Внешне XR4x4 отличали от стандартных Sierra широкие черные молдинги на боковинах и бамперах, небольшой эадний спойлер в цвет кузова и эмблемы 4х4 на двери багажника и передних крыльях. Главными конкурентами Sierra XR4x4 являлись Audi 80 и 90 Quattro.
Хотя изначально XR4x4 разрабатывались в трехдверном исполнении, в продаже появились только пятидверные автомобили. Было построено всего несколько сотен трехдверных автомобилей, все с левым рулем. В апреле 1986 года начался выпуск полноприводных универсалов 2.8i Ghia 4x4. По ходовой части они были идентичны XR4x4, за исключением задней подвески, в которой отсутствовал стабилизатор поперечной устойчивости, зато стандартной была система поддержания постоянного дорожного просвета (self levelling rear suspension).

С появлением Sierra II внешний вид XR4x4 также стал другим. Техника практически не изменилась. В списке опций, помимо кондиционера и ABS, появились лобовое с подогревом, фароочистители с омывателями и фаркоп. Вместо цвета Nimbus Grey предлагались Mercury Grey и Moonstone Blue (c 1988 Crystal Blue). В январе 1989 года двигатель 2.8 был заменен на 2.9, который агрегатировался с новой КПП MT-75. Снова изменился и список опций. В апреле 1989 покупателям была предложена модификация 2.9i GLS 4x4, представлявшая собой удешевленный за счет снижения уровня оснащения вариант XR4x4.

В январе 1990, вместе со всем модельным рядом (см. Sierra III), изменились и полноприводные Sierra. Появились полноприводные автомобили с рядными 4-цилиндровыми двигателями DOHC 2.0 EFI, не только хэтчбеки и универсалы, но и с кузовом седан. Однако эти автомобили не стали популярными, во многом благодаря отсутствию программы их продвижения на рынке. Флагманом модельного ряда стал Sierra Cosworth 4x4 и XR4x4 отошел на второй план. Название XR4x4 по-прежнему носили только 5-дверные хэтчбеки, как с двигателем DOHC, так и с 2.9. На универсалы с 1/90 ставился только 2.0 DOHC. Внешне полноприводные Sierra 90-х годов практически не отличались от обычных и исчезли из производственной программы вместе с ними.
Сама-же трансмиссия просуществовала дольше XR4x4. Примерно в одно время со Sierra точно такой-же системой полного привода оснастили появившийся тогда Ford Scorpio. Позднее эта система доказала свой потенциал на машинах с двигателем 2.0 Cosworth - Sierra и Escort, на которых применялась с минимумом переделок. Scorpio 4x4 выпускался до 10/94, а Escort RS Cosworth 4x4 - до 12/95.
Фотогалерея
